Ораниенбаум

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» находится на южном берегу Финского залива, напротив города-крепости Кронштадт (архитекторы Д.Фонтана и И. Шедель).

В период царствования Петра I здесь появилась усадьба его первого приближенного, князя А.Д.Меншикова, гостем которой часто становился сам император по пути в крепость Кронштадт.

При Екатерине Великой в Ораниенбауме начинается расцвет дворцово-паркового строительства и вскоре появляется новая летняя императорская резиденция, единственная сохранившаяся в своем первозданном виде после Великой Отечественной войны.

Сегодня комплекс представляет собой Верхний пейзажный и Нижний регулярный парки, Большой (Меншиковский) Дворец, Китайский Дворец, Дворец Петра III, Павильон «Катальная горка» и Павильон «Каменное зало», открытые для посетителей.

В силу географического расположения комплекса посещение Ораниенбаума удачно сочетается с экскурсиями в Петергоф или город-порт Кронштадт.

Дворец Петра III

Дворец Петра III был построен в середине 18 века итальянским архитектором А.Ринальди для Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Небольшой по размерам дворец-павильон в стиле рококо представляет собой двухэтажное здание с уютными Парадными комнатами на втором этаже. Особого внимания достоин Картинный зал, украшенный произведениями итальянских, голландских, фламандских мастеров в шпалерной развеске. Благодаря исключительной акустике зала в нем проводились домашние концерты с участием самого Петра III, который увлекался игрой на скрипке. Интересны во дворце лаковые росписи, лепное убранство, личные вещи императора, предметы мебели, один из которых - бюро, использовавшееся для хранения знаменитой коллекции оловянных солдатиков.

Китайский дворец

Законченный во второй половине XVIII века для Екатерины Великой, Китайский дворец использовался в качестве увеселительной летней резиденции. Этот небольшой по размеру дворец словно спрятан в густой зелени Верхнего сада, что придает постройке «интимность». Его название было получено благодаря нескольким интерьерам, выполненным в «китайском» стиле, который увлек тогда всю аристократическую Европу. Одной из гордостей Китайского дворца является Стеклярусный кабинет 1760-х годов, по праву признанный мировым шедевром искусства интерьера.

Двенадцать панно ручной работы, заключенные в золоченые резные рамы, украшают стены кабинета и привлекают внимание издалека своим мерцанием. Этот эффект возникает за счет использования в вышивке трубочек молочного стекла (стеклярусов) и разноцветного ворсистого шелка. В трудоемкой кропотливой работе были задействованы 9 золотошвей, которым понадобилось два полных года, чтобы закончить уникальные панно с изысканными фантастическими пейзажами. Исключительная ценность этого произведения искусства в том, что оно сохранило практически всю подлинную отделку 1760-х годов.

Павильон «Катальная горка»

Традиционные зимние народные забавы, как, например, катание с гор, не были чужды и царской семье. Подтверждением тому является павильон «Катальная горка», который когда-то был частью монументального увеселительного сооружения – Катальной горы. Сам спуск представлял собой деревянный скат, примыкающий к павильону и предназначающийся для катания на колясках. К сожалению, деревянные скаты обветшали уже к началу 19 века и позже были разобраны. Сейчас в Верхнем парке возвышается гармоничный и изящный павильон с сохранившейся подлинной внутренней отделкой середины XVIII века. Роспись, лепка, позолота работы русских и итальянских мастеров, уникальный орнаментальный пол из искусственного мрамора, коллекция мейсенских фарфоровых украшений обладают большой художественной ценностью.

Павильон «Катальная горка»
Павильон «Катальная горка»
Парк
Парк
Павильон «Катальная горка»
Павильон «Катальная горка»
Китайский дворец
Китайский дворец
Нижний парк
Нижний парк
Вид на Нижний парк
Вид на Нижний парк
Вид на павильон «Катальная горка»
Вид на павильон «Катальная горка»
Зал муз в Китайском дворце
Зал муз в Китайском дворце