Ораниенбаум
Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» находится на южном берегу Финского залива, напротив города-крепости Кронштадт (архитекторы Д.Фонтана и И. Шедель).
В период царствования Петра I здесь появилась усадьба его первого приближенного, князя А.Д.Меншикова, гостем которой часто становился сам император по пути в крепость Кронштадт.
При Екатерине Великой в Ораниенбауме начинается расцвет дворцово-паркового строительства и вскоре появляется новая летняя императорская резиденция, единственная сохранившаяся в своем первозданном виде после Великой Отечественной войны.
Сегодня комплекс представляет собой Верхний пейзажный и Нижний регулярный парки, Большой (Меншиковский) Дворец, Китайский Дворец, Дворец Петра III, Павильон «Катальная горка» и Павильон «Каменное зало», открытые для посетителей.
В силу географического расположения комплекса посещение Ораниенбаума удачно сочетается с экскурсиями в Петергоф или город-порт Кронштадт.
Дворец Петра III
Дворец Петра III был построен в середине 18 века итальянским архитектором А.Ринальди для Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. Небольшой по размерам дворец-павильон в стиле рококо представляет собой двухэтажное здание с уютными Парадными комнатами на втором этаже. Особого внимания достоин Картинный зал, украшенный произведениями итальянских, голландских, фламандских мастеров в шпалерной развеске. Благодаря исключительной акустике зала в нем проводились домашние концерты с участием самого Петра III, который увлекался игрой на скрипке. Интересны во дворце лаковые росписи, лепное убранство, личные вещи императора, предметы мебели, один из которых - бюро, использовавшееся для хранения знаменитой коллекции оловянных солдатиков.
Китайский дворец
Законченный во второй половине XVIII века для Екатерины Великой, Китайский дворец использовался в качестве увеселительной летней резиденции. Этот небольшой по размеру дворец словно спрятан в густой зелени Верхнего сада, что придает постройке «интимность». Его название было получено благодаря нескольким интерьерам, выполненным в «китайском» стиле, который увлек тогда всю аристократическую Европу. Одной из гордостей Китайского дворца является Стеклярусный кабинет 1760-х годов, по праву признанный мировым шедевром искусства интерьера.
Двенадцать панно ручной работы, заключенные в золоченые резные рамы, украшают стены кабинета и привлекают внимание издалека своим мерцанием. Этот эффект возникает за счет использования в вышивке трубочек молочного стекла (стеклярусов) и разноцветного ворсистого шелка. В трудоемкой кропотливой работе были задействованы 9 золотошвей, которым понадобилось два полных года, чтобы закончить уникальные панно с изысканными фантастическими пейзажами. Исключительная ценность этого произведения искусства в том, что оно сохранило практически всю подлинную отделку 1760-х годов.
Павильон «Катальная горка»
Традиционные зимние народные забавы, как, например, катание с гор, не были чужды и царской семье. Подтверждением тому является павильон «Катальная горка», который когда-то был частью монументального увеселительного сооружения – Катальной горы. Сам спуск представлял собой деревянный скат, примыкающий к павильону и предназначающийся для катания на колясках. К сожалению, деревянные скаты обветшали уже к началу 19 века и позже были разобраны. Сейчас в Верхнем парке возвышается гармоничный и изящный павильон с сохранившейся подлинной внутренней отделкой середины XVIII века. Роспись, лепка, позолота работы русских и итальянских мастеров, уникальный орнаментальный пол из искусственного мрамора, коллекция мейсенских фарфоровых украшений обладают большой художественной ценностью.
Павильон «Катальная горка» |
Парк |
Павильон «Катальная горка» |
Китайский дворец |
Нижний парк |
Вид на Нижний парк |
Вид на павильон «Катальная горка» |
Зал муз в Китайском дворце |